Технические средства в помощь художнику

Известно, что художников-инвалидов отличает особая усидчивость, стремление к компенсаторной социальной адаптации. Кроме того, в случае инвалидности по слуху, беда неслышащего человека оборачивается его преимуществом — отсутствием отвлекающих раздражителей.

На базе этих достоинств Объединение будет предоставлять художникам-инвалидам возможность осваивать сложные прикладные техники — «живопись по фарфору», «графика на фарфоре», а также экспонировать свои произведения. Самостоятельно работать в этой технике художники не могут, поскольку она связана с большими техническими трудностями — обжигом, изменением цвета после обжига, сложными составами красок и т.п. Профессиональные проблемы будут решаться путём создания и освоения реабилитационных методик, использующих специальные технические средства адаптации. Внедрение их является модернизацией существующих девяти рабочих мест. Кроме того, некоторые технические средства адаптации будут создаваться как специализированные технологические установки, то есть рабочие места периодического коллективного пользования.

1. Реабилитационная методика рисования на фарфоре с использованием сил магнитного тяготения.
(Магнитная кисть)
Особенность живописи на фарфоре заключается в использовании полупрозрачных керамических красок или глазурей. В процессе нанесения мазка каждый волосок кисти оставляет свой след, через который просвечивает белый фарфор, при этом мазок приобретает «гребенчатую» фактуру, являющуюся характерным признаком декоративной росписи по фарфору, а также используемую в ряде традиционных народных промыслов (жостовские подносы). Технология нанесения мазка требует от художника большого мастерства. Малейшее дрожание руки визуально многократно усиливается эффектом гребёнки. Кроме того, мазковая роспись требует точного составления краски. При недостатке масла в связующем мазок станет прерываться, при избытке масла мазок потеряет форму (бороздки, оставленные каждым волосом кисти, расплывутся).
Художнику-инвалиду трудно освоить эти тонкости. Особенно это касается инвалидов с патологией опорно-двигательного аппарата. Методика рисования с помощью магнитной кисти позволяет заменить мазковый приём дублирования штрихов приёмом структурирования изображения силами магнитного притяжения частиц краски.
При разработке приёма использованы особые свойства железа: способность оксида железа окрашивать глазурь в красно-коричневый цвет и способность мелкодисперсного железа выстраиваться в упорядоченные цепочки, притягиваясь друг к другу за счет сил магнитного притяжения.
Технология предлагаемого данным проектом метода заключается в следующем. Закрашиваемая поверхность предварительно покрывается тонким слоем крахмала, образующего подложку. На подложку наносится рисунок керамической краской, разведенной на масляном связующем, в состав которой введен мелкодисперсный порошок железа. После подсыхания краски подложку размягчают чистой водой. Когда рисунок начинает «плыть» по подложке, движение железных частиц корректируется «магнитной кистью» (миниатюрный магнит, закреплённый на черенке от кисти). Под воздействием «магнитной кисти» рисунок структурируется, приобретает неповторимую фактуру.
В качестве мелкодисперсного железа используется девелопер от любого двухкомпонентного лазерного принтера, в качестве магнитных наконечников – магнитики от сувениров для холодильника.

2. Реабилитационная методика рисования на фарфоре с помощью ультразвуковой стирательной иглы.
(Магический ластик)
Традиционная роспись фарфора строится на изображении предметов мазками с четкими краями. Узнаваемость предметов обеспечивается именно четкими краями. Малейшая погрешность в четкости краёв приведет к потере художественных достоинств произведения. Особенность фарфора, как материала для живописного произведения, заключается в том, что нанесённую краску можно до обжига многократно стирать без ухудшения поверхности фарфора. Опытный художник наносит рисунок снайперски, без последующих поправок. Художнику-инвалиду, особенно с патологией опорно-двигательного аппарата, приходится многократно подчищать рисунок по краям, затрачивая на это значительное время. При этом художник-инвалид сталкивается с особенностью керамической краски: краска, разведенная на загущенном скипидаре (масло сосны), имеет исключительно высокую адгезию к глазури. При протирке поверхности фарфора масляная пленка истончается, скатывается в шарики, но не стирается полностью. Использовать для стирания растворители неудобно, поскольку они просачиваются на поверхность основного рисунка и дают хаотические разводы. Радикальным способом является прорезание слоя краски стальной иглой, однако при этом имеется реальная опасность нанесения царапин на поверхность фарфора.
Для решения данной проблемы предлагается использовать иглу, выполненную из сверхпрочного синтетического материала — карбона (углепластика) с подачей на него ультразвуковых колебаний. Производительность такой иглы при озвучивании возрастает многократно и ограничивается только способностью иглы отводить тепло от места трения. В случае подтирания краски после обжига используются алмазные синтетические инструменты/материалы: боры, полиры, финиры, пасты.

3. Реабилитационная методика упрощения работы кистью с помощью ультразвука
(Поющая кисть)
Особенность живописи и рисования на фарфоре состоит в том, что, в отличие от холста и бумаги, глазурованный фарфор совершенно не впитывает краску. Эта особенность влечет за собой как преимущество (возможность неограниченных правок), так и недостаток – острую критичность поверхности произведения к составу краски. Слишком густая краска не ложится на фарфор, кисть скользит по глазури, не оставляя следа. Краска средней густоты «пачкает» фарфор, оставляет комки вместо мазка. Если краска слишком жидкая, мазок расплывается. Более того, слишком жидкая краска может вообще стекать каплями по вертикальной поверхности, или собираться в капли, как на окнах во время дождя. Заготовить заранее «верную» краску невозможно, потому что керамическая краска на 75% состоит из стеклянного порошка, который требует постоянного перешивания, иначе он оседает на дно банки или тюбика. Перемешивание краски обычно выполняется шпателем на палитре. Этот способ обеспечивает однородность состава, однако он сопровождается постоянным подсыханием краски, вследствие чего её густота меняется. Густота краски обычно поддерживается художником «на глазок» добавлением растворителя (воды или скипидара, в зависимости от типа краски). При этом малейшая погрешность в дозе растворителя влечет за собой дефекты рисунка. Художнику-инвалиду трудно уловить эту грань, постоянные ошибки отрицательно сказываются на его внутренней самооценке, сопровождаются чувством психологического дискомфорта, в конце концов приводят художника-инвалида к отказу от керамических материалов.
«Поющая кисть» позволит упростить задачу подбора густоты краски. Используя различную силу ультразвука, художник-инвалид сможет изменять текучесть густой краски, добиваясь нужного мазка при любом составе краски. В технике воздействие ультразвука на жидкость называется «озвучиванием», что дало основание назвать ультразвуковой инструмент «Поющей кистью».
Для решения задачи настоящим проектом предусмотрено приобретение за счет бюджетных средств миниатюрных пьезокерамических элементов, которые будут смонтированы внутри традиционного черенка кисти без существенного увеличения его массы по сравнению с обычной кистью.

4. Реабилитационная методика безопасного бестеневого освещения объектов на рабочем месте фотографа-инвалида.
(Световой куб, лайт-бокс)
При фотографировании фарфора возникает проблема равномерного освещения изделия. Глазурь фарфора обладает высокой отражательной способностью, поэтому любые точечные источники освещения, отражаясь в ней, искажают рисунок. Особенно это заметно при фотографировании металлизированных изделий, отражательная способность которых сопоставима с зеркалом. Традиционно проблема решается приобретением стандартного светового куба и освещением его снаружи мощными лампами на штативах. Однако такое сооружение требует осторожности при передвижении фотографа в павильоне, чтобы избежать опрокидывания штативов и падения ламп, что затруднительно для инвалида, особенно с патологией опорно-двигательного аппарата. Кроме того, равномерность освещения объектов в световом кубе остаётся неудовлетворительной.
Для решения этой проблемы проектом предусмотрено создание бестеневого светового предметного куба (куб без теней) для фотографирования произведений из фарфора. Отсутствие теней обеспечивается за счет использования инновационного осветительного материала – светобумаги (гибкая электролюминесцентная панель). Предметный куб обтягивается светобумагой белого свечения, при этом достигается равномерное освещение фотографируемого изделия со всех сторон без использования внешних источников света.

5. Реабилитационная методика освещения рабочего места художника-инвалида.
(Бестеневая лампа)
При продолжительной работе художника-инвалида с фарфоровым изделием глаза мастера устают. Особенно ярко это проявляется при работе с металлизированным изделием. Свет лампы отражается в изделии, как в зеркале, и слепит художника.
Для решения этой проблемы проектом предусмотрено создание бестеневой лампы (лампы, не дающей теней). Отсутствие теней обеспечивается за счет использования инновационного осветительного материала – светодиодной ленты. Для равномерного освещения рабочего места используется арка или рамка с пакетом светодиодных лент.

6. Реабилитационная методика автоматизации работ по разработке композиций художественных произведений.
(Плывущие узоры)
Традиционно фарфоровые предметы изготавливаются округлой формы или формы
тел вращения. Такие формы требуют применения орнаментов и рисунков, ритмично укомпонованных на замкнутых поверхностях. При этом художнику-инвалиду трудно обеспечить сопряжения начала и конца орнаментов без нарушения ритма. Чтобы добиться совпадения краёв, художник вынужден многократно стирать свою работу, подстраиваясь под параметры формы. Однако эту же работу может выполнить цифровая техника без стирания рисунка. Для этого проектом предусмотрена следующая методика. С помощью пластичной стрейч-пленки снимается выкройка с фарфорового предмета. Выкройка распрямляется и переводится в цифровую форму сканером А3. Будущий рисунок выполняется также на бумаге, сканируется и компонуется на выкройке с помощью программы Photoshop CS6. Сопряжения элементов дорисовываются на экране от руки с помощью графического планшета, затем выкройка с рисунком распечатывается и примеряется к изделию. В случае несовпадения краёв выкройки весь рисунок вместе с выкройкой правится в программе Photoshop CS6 (растягивается, изгибается) и вновь примеряется до завершения компоновки. Окончательный вариант рисунка переводится с выкройки на фарфор методом «припороха». (Линии рисунка проявляются накалыванием иглой с изнанки, затем выкройка накладывается на фарфоровое изделие и слегка протирается бархоткой, припорошенной графитом. Графит оставляет на фарфоре мелкие точки, образующие разметку будущего рисунка, ориентируясь на эти точки, художник выполняет рисунок)
* * *
Центр будет делать упор на коррекцию психики художника, повышение самооценки, осознание своей социальной значимости, как мастера-виртуоза, непосредственную связь художника со зрителем, интеграцию художника-инвалида в реальность общественной жизни, популяризацию инвалидного творчества.
Практическая работа будет проводиться на практических занятиях в арендованных Объединением мастерских.
Для материально-технического обеспечения будут закуплены художественные материалы, инструменты, оборудование.
Лучшие работы художников-инвалидов, созданные с использованием ТСА, будут представлены на выставках «День открытых дверей НКО», «Трудовой потенциал инвалидов» Российского конгресса «Человек и его здоровье», отчетных выставках объединения «Фарфоровая сказка» и «Волшебные краски тишины».